Исторические корни технологий воспитания и обучения

Страница 5

Рассуждая о специфике школьных занятий, С.Т. Шацкий отмечал необходимость совершенствования и повышения их воспитательного значения путем "наполнения ценностью" любой деятельности, организуемой на уроке.

Яркий пример тонкого прикосновения к личности ребенка со стороны взрослого приводится С.Т. Шацким в автобиографической работе «Годы исканий». Автор описывает, как в двенадцатилетнем возрасте он очень любил приходить в гости к своему другу, но не потому что у него дома были аквариум и террариум, а потому, что отец друга всегда здоровался с ним за руку и называл его по имени и отчеству. Такая, казалось бы, мелочь (а с точки зрения педагогической технологии – один из тонких приемов) доставляла ему, мальчику, "высшее наслаждение", о котором С.Т. Шацкий с благодарностью вспоминает в зрелые годы. Это и есть привнесение ценностей, в первую очередь ценности Человека.

По мнению П.П. Блонского (1884-1941), основной целью школы должно стать воспитание автономной самоопределившейся личности, и поэтому вся деятельность педагогического учреждения, начиная с первого прихода ребенка в школу, направляется на ее достижение. Понимая годы учебы как самоё жизнь, а не подготовку к ней, П.П. Блонский высказывает сомнение в необходимости деления учебного дня на различные, не связанные между собой, предметы. Взамен предлагает выстраивать учебный процесс как воспитание логики ребенка (мыслительной, языковой, математической и т.д.), не навязывая, а совершенствуя естественно возникающие потребности, учитывая при этом психологические, физиологические, возрастая и другие особенности детей.

Симпатическое чувствительное подражание – основа жизненного знания людей; потому-то так важно, по Блонскому, создание оптимальной для ребенка окружающей среды, включающей и самого учителя, которому автор теории предъявляет требование: "Учитель, стань человеком!", ибо только человек, со всем богатством и разнообразием своего внутреннего мира, способен воспитать человека. В связи с этим он также пишет: "Говори же, говори, учитель, может быть, час твоего увлечения – самый поучительный час для детей. Всколыхни их сердца, дай им глубокое впечатление".

По существу, П.П. Блонский говорит о необходимости тонкого и искусного прикосновения педагога к воспитаннику, прикосновения, которое бы вызывало разнообразные переживания ребенка, наполняло его душу героизмом и поэзией. Для этого педагогу необходимо раскрыть перед ребенком красочную палитру своих человеческих переживаний, своих отношений к людям, их труду, окружающей природе – ко всему, что становится объектом их совместной деятельности и совместных раздумий в той или иной ситуации.

А.С. Макаренко (1888-1939) в своих работах уже свободно оперировал термином "педагогическая техника" и использовал понятие педагогическая технология". Отмечая технократичность звучания терминов, он высказывал надежду, что впоследствии, возможно будут найдены более "благозвучные" синонимы. По сути, все его педагогическое наследие есть не что иное, как разработка и реализация технологического подхода в педагогической теории и практике.

В деле воспитания, по его замечанию, сохраняется подход, котором успех зависит только от мастерства и энтузиазма педагога "Воспитательное дело есть дело кустарное, а из кустарных производств - самое отсталое".

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Похожие статьи:

Использование информационных технологий в современном учебном процессе
Наше время характерно стремительным развитием информационных и компьютерных технологий, которые существенно перестраивают практику повседневной жизни, проникают во все сферы человеческой деятельности. Глобальное внедрение компьютерных технологий, формирование новых коммуникаций и высокоавтоматизированной информационной среды стали не только началом преобразования традиционной системы образования, ...

Особенности формирования двигательных навыков и умений детей старшего дошкольного возраста, имеющих отклонения в развитии
Дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования всех органов и систем организма и сензитивным периодом психического развития. Именно в дошкольном детстве развивающего развиваются те двигательные качества, навыки и умения ребенка, которые служат основой его нормального физического и психического развития. Движения - основа здорового состояния организма человека, без них невозможна е ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru