Исторические корни технологий воспитания и обучения

Страница 5

Рассуждая о специфике школьных занятий, С.Т. Шацкий отмечал необходимость совершенствования и повышения их воспитательного значения путем "наполнения ценностью" любой деятельности, организуемой на уроке.

Яркий пример тонкого прикосновения к личности ребенка со стороны взрослого приводится С.Т. Шацким в автобиографической работе «Годы исканий». Автор описывает, как в двенадцатилетнем возрасте он очень любил приходить в гости к своему другу, но не потому что у него дома были аквариум и террариум, а потому, что отец друга всегда здоровался с ним за руку и называл его по имени и отчеству. Такая, казалось бы, мелочь (а с точки зрения педагогической технологии – один из тонких приемов) доставляла ему, мальчику, "высшее наслаждение", о котором С.Т. Шацкий с благодарностью вспоминает в зрелые годы. Это и есть привнесение ценностей, в первую очередь ценности Человека.

По мнению П.П. Блонского (1884-1941), основной целью школы должно стать воспитание автономной самоопределившейся личности, и поэтому вся деятельность педагогического учреждения, начиная с первого прихода ребенка в школу, направляется на ее достижение. Понимая годы учебы как самоё жизнь, а не подготовку к ней, П.П. Блонский высказывает сомнение в необходимости деления учебного дня на различные, не связанные между собой, предметы. Взамен предлагает выстраивать учебный процесс как воспитание логики ребенка (мыслительной, языковой, математической и т.д.), не навязывая, а совершенствуя естественно возникающие потребности, учитывая при этом психологические, физиологические, возрастая и другие особенности детей.

Симпатическое чувствительное подражание – основа жизненного знания людей; потому-то так важно, по Блонскому, создание оптимальной для ребенка окружающей среды, включающей и самого учителя, которому автор теории предъявляет требование: "Учитель, стань человеком!", ибо только человек, со всем богатством и разнообразием своего внутреннего мира, способен воспитать человека. В связи с этим он также пишет: "Говори же, говори, учитель, может быть, час твоего увлечения – самый поучительный час для детей. Всколыхни их сердца, дай им глубокое впечатление".

По существу, П.П. Блонский говорит о необходимости тонкого и искусного прикосновения педагога к воспитаннику, прикосновения, которое бы вызывало разнообразные переживания ребенка, наполняло его душу героизмом и поэзией. Для этого педагогу необходимо раскрыть перед ребенком красочную палитру своих человеческих переживаний, своих отношений к людям, их труду, окружающей природе – ко всему, что становится объектом их совместной деятельности и совместных раздумий в той или иной ситуации.

А.С. Макаренко (1888-1939) в своих работах уже свободно оперировал термином "педагогическая техника" и использовал понятие педагогическая технология". Отмечая технократичность звучания терминов, он высказывал надежду, что впоследствии, возможно будут найдены более "благозвучные" синонимы. По сути, все его педагогическое наследие есть не что иное, как разработка и реализация технологического подхода в педагогической теории и практике.

В деле воспитания, по его замечанию, сохраняется подход, котором успех зависит только от мастерства и энтузиазма педагога "Воспитательное дело есть дело кустарное, а из кустарных производств - самое отсталое".

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Похожие статьи:

Психолого-педагогические задачи игросистемы
1. Изучение нового материала, формирование умений и навыков, обобщение и контроль знаний. 2. Раскрытие творческих возможностей учащихся. 3. Воспитание коллективизма и взаимовыручка в решении трудных проблем. 4. Взаимообучение. Многие игры предполагают совещательный процесс. В группе, где собраны сильные и слабые ученики, идет процесс взаимообогащения информацией и умениями. 5. Воспитание чувства ...

Творческая деятельность младшего школьника на уроках чтения
Курс литературного чтения представляет собой часть единой системы филологического воспитания младшего школьника на основе дидактических принципов и типических свойств системы Л.В. Занкова. Методический аппарат учебника "Литературное чтение" представляет собой систему заданий и вопросов, которые нацелены на формирование мыслительной деятельности как способности к открытию, а не узнаванию ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru