Рассуждая о специфике школьных занятий, С.Т. Шацкий отмечал необходимость совершенствования и повышения их воспитательного значения путем "наполнения ценностью" любой деятельности, организуемой на уроке.
Яркий пример тонкого прикосновения к личности ребенка со стороны взрослого приводится С.Т. Шацким в автобиографической работе «Годы исканий». Автор описывает, как в двенадцатилетнем возрасте он очень любил приходить в гости к своему другу, но не потому что у него дома были аквариум и террариум, а потому, что отец друга всегда здоровался с ним за руку и называл его по имени и отчеству. Такая, казалось бы, мелочь (а с точки зрения педагогической технологии – один из тонких приемов) доставляла ему, мальчику, "высшее наслаждение", о котором С.Т. Шацкий с благодарностью вспоминает в зрелые годы. Это и есть привнесение ценностей, в первую очередь ценности Человека.
По мнению П.П. Блонского (1884-1941), основной целью школы должно стать воспитание автономной самоопределившейся личности, и поэтому вся деятельность педагогического учреждения, начиная с первого прихода ребенка в школу, направляется на ее достижение. Понимая годы учебы как самоё жизнь, а не подготовку к ней, П.П. Блонский высказывает сомнение в необходимости деления учебного дня на различные, не связанные между собой, предметы. Взамен предлагает выстраивать учебный процесс как воспитание логики ребенка (мыслительной, языковой, математической и т.д.), не навязывая, а совершенствуя естественно возникающие потребности, учитывая при этом психологические, физиологические, возрастая и другие особенности детей.
Симпатическое чувствительное подражание – основа жизненного знания людей; потому-то так важно, по Блонскому, создание оптимальной для ребенка окружающей среды, включающей и самого учителя, которому автор теории предъявляет требование: "Учитель, стань человеком!", ибо только человек, со всем богатством и разнообразием своего внутреннего мира, способен воспитать человека. В связи с этим он также пишет: "Говори же, говори, учитель, может быть, час твоего увлечения – самый поучительный час для детей. Всколыхни их сердца, дай им глубокое впечатление".
По существу, П.П. Блонский говорит о необходимости тонкого и искусного прикосновения педагога к воспитаннику, прикосновения, которое бы вызывало разнообразные переживания ребенка, наполняло его душу героизмом и поэзией. Для этого педагогу необходимо раскрыть перед ребенком красочную палитру своих человеческих переживаний, своих отношений к людям, их труду, окружающей природе – ко всему, что становится объектом их совместной деятельности и совместных раздумий в той или иной ситуации.
А.С. Макаренко (1888-1939) в своих работах уже свободно оперировал термином "педагогическая техника" и использовал понятие педагогическая технология". Отмечая технократичность звучания терминов, он высказывал надежду, что впоследствии, возможно будут найдены более "благозвучные" синонимы. По сути, все его педагогическое наследие есть не что иное, как разработка и реализация технологического подхода в педагогической теории и практике.
В деле воспитания, по его замечанию, сохраняется подход, котором успех зависит только от мастерства и энтузиазма педагога "Воспитательное дело есть дело кустарное, а из кустарных производств - самое отсталое".
Похожие статьи:
Содержание математических представлений детей 6 года жизни
Дети шестого года жизни – это возраст начала развития интереса к математическим знаниям. В старшем дошкольном возрасте у детей начинается формирование представлений об отношении целого и части. Им интересно знакомство с различными способами деления целого на равные части на основе использования предметов. У них развивается умение видеть принадлежность части целому предмету, понятие мерки для деле ...
Контрольный эксперимент. Результаты опытно – экспериментальной работы
Для того чтобы посмотреть результаты нашей работы необходимо провести контрольный эксперимент, после проведения контрольного эксперимента станет ясно дала ли наша работа какие-нибудь итоги в познавательном развитии детей дошкольного возраста в восприятии произведений графики. Для проведения методики возьмём иллюстрацию Тамары Григорьевны Юфа к Шведской народной сказке «Три волшебных листочка». пр ...