Исторические корни технологий воспитания и обучения

Страница 8

Дальнейшее развитие педагогической технологии связано определением компонентов педагогического мастерства. Так, в учебном пособии по теории и методике коммунистического воспитания в школе в разделе "Педагогическое мастерство" М.А. Верб и В.Г. Куценко компонентами педагогического мастерства называют: 1) психолого-педагогическую эрудицию; 2) профессиональные способности; 3) педагогическую технику. Педагогическая техника понимается ими как "разнообразные приемы личного воздействия учителя на школьников".

В 80-е годы повышается интерес к проблеме педагогического общения: этот вопрос занимает как психологов (В.А. Кан-Калик, Бодалев и другие), так и педагогов (А.Б. Добрович, А.В. Мудрик, Е.Н. Ильин, Ф.М. Рахматулина и другие). Общение рассматривается в контексте профессионально значимого умения педагога: изучается структура этого явления, определяются пути его совершенствования, выявляется зависимость характера общения от личности учителя. На основании теоретических закономерностей разрабатываются практические аспекты организации учебно-воспитательного процесса, даются конкретные рекомендации методического и технического порядка (Н.Е. Щуркова, А.Н. Лутошкин и другие).

В эти годы в педагогических вузах усиливается внимание к непрерывной педагогической практике, создаются многочисленные спецкурсы по основам педагогического мастерства, его отдельным компонентам, в практику вузовской подготовки внедряются новые формы занятий, такие, как тренинг, студия. В педагогической печати активно рассматриваются следующие вопросы: вербальный и невербальный язык педагога, пути его совершенствования; организация и проведение непрерывной педагогической практики; использование театральной педагогики в подготовке студентов педвузов; совершенствование форм и методов учебных занятий; изучение приемов эмоционального воздействия.

Среди всего многообразия творческого поиска в этот период выделяется работа, проводимая двумя вузами, – МГПИ им. В.И. Ленина и Полтавским пединститутом, где создаются курсы (в первом – "Педагогическая техника", во втором – "Основы педагогического мастерства").

Дидактический аспект педагогической технологии представляют В.П.Беспалько и И.С. Дмитрик. Обосновывая необходимость овладения учителем педагогической технологией, В.П. Беспалько первый из них определяет ее как проект деятельности ученика, подчеркивая при этом, что реализация технологического решения всякий раз опосредуется личностью конкретного учителя. Это обеспечивает множество вариантов практического воплощения замысла и позволяет, в свою очередь, повысить качество и результативность работы. И.С. Дмитрик понимает под педагогической технологией систему педагогических знаний, призванную помочь учителю в решении как стратегических, так и тактических задач и реализуемую на практике через систему оптимальных действий, производимых учителем и учениками и организованном учебном процессе.

Зарубежные публикации свидетельствуют о пристальном внимании к проблеме технологии с 30-х годов нашего столетия, после введения первых программ аудиовизуального обучения. С этого времени сам термин претерпел ряд изменений – от "технологии в образовании" к "технологии образования", а затем к "педагогической технологии". Несмотря на эволюцию термина, его применение за рубежом до сих пор ограничивается сферой усвоения знаний, о чем свидетельствует "официальное" определение педагогической технологии, представленное в 1979 году Ассоциацией по педагогическим коммуникациям и технологиям США: "Педагогическая технология есть комплексный, интегративный процесс, включающий людей, идеи, средства и способы организации деятельности для анализа проблемы и планирования, обеспечения, оценивания и управления решения проблем, охватывающих все аспекты усвоения знаний .".

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10


Похожие статьи:

Активные формы и методы обучения
Разработано много форм и методов активного обучения на уроках биологии. Это и работа в малых группах, и дискуссии, турниры, диспуты, дебаты, “мини-уроки”, брейнсторминг (мозговой штурм), деловые игры, имитационные игры, ситуационные упражнения, задачи, проблемы, упражнения, “Puzzle” и др. Эти формы и методы на уроках биологии можно применять как для преподавания, усвоения нового материала, так и ...

Особенности детей младшего школьного возраста, имеющих нарушения зрения
Органические расстройства зрительного анализатора, нарушая социальные отношения, изменяя статус ребенка со зрительной недостаточностью, провоцируют возникновение у него ряда специфических установок. Неудачи и трудности, с которыми ребенок сталкивается в обучении, в игре, пространственной ориентировке, вызывают сложные переживания и негативные реакции, проявляющиеся в неуверенности, пассивности, с ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru