Исследование уровня и системы формирования готовности будущих педагогов физической культуры к воспитательной деятельности с трудными подростками

Новая педагогика » Формирование готовности будущих педагогов физической культуры к воспитательной деятельности с трудными подростками » Исследование уровня и системы формирования готовности будущих педагогов физической культуры к воспитательной деятельности с трудными подростками

Страница 16

Маркова А.К., Орлов А.Б., Фридман Л.М.Мотивация учения и ее воспитание у школьников.

Пути формирования мотивации учения.

1. Роль содержания учебного материала в мотивации Информационное содержание обучения вне потребностей ребенка не представляет для него важного значения и не вызывает какой-либо деятельности. Та информация, которая отвечает его потребностям подвергается эмоциональной (оценочной) и умственной (рациональной) переработке. В связи с этим, важно знать потребности обучающихся в настоящее время, потребности, которые могут возникнуть в ближайшем будущем. В подростковом возрасте возникает потребность в самоутверждении себя как личности, потребность в приобщении (морально-нравственном и внешне поведенческом планах) к миру взрослых, потребность в самовоспитании (особенно у мальчиков, в развитии волевых и физических качеств). В юности возникает острая потребность в поисках смысла жизни, потребность в выявлении личностного смысла морально-нравственных начал жизни и т.д.

При разработке тематических планов, планов занятий, подборе учебного, иллюстративного материала учитель должен учитывать характер потребностей своих учащихся, знать наличный уровень этих потребностей, их возможное развитие. Содержание учебного материала должно быть вполне доступно, исходить из имеющихся у них знаний, опираться на жизненный опыт, но в то же время материал должен быть достаточно трудным и сложным, с требованиями от учащихся работы по его осмыслению, усвоению. В противном случае, материал не будет удовлетворять потребности в постоянном развитии психических функций, не будет вызывать ярких эмоций, не будет удовлетворять потребности в эмоциональном насыщении, не будет способствовать возникновению и развитию новых потребностей. Итак, содержание каждой темы должно быть глубоко мотивировано, однако не с помощью создания скоропроходящих интересов. Главным образом, содержание должно быть направлено на решение серьезных проблем научно-теоретического познания явлений и объектов окружающего мира, на овладение методами такого познания. В этом случае, будет создана основа для формирования содержательных мотивов учебной деятельности (т.е. мотивов, направленных на само содержание деятельности, а не на побочные цели этой деятельности).

2. Организации учебной деятельности как один из путей формирования мотивации. Содержание учебного материала обучающимися усваивается в процессе деятельности. Результат обучения, его развивающая и воспитывающая роль зависят оттого, какова эта деятельность, из каких учебных действий состоит, какова ее структура, на что она направлена, какие цели осуществляются при этом, направлены ли они на овладении учебным материалом, как самостоятельной ценностью, или же учебная деятельность служит для них средством для достижения целей.

Психологические исследования показали, что изучение каждого самостоятельного раздела или темы учебной программы должно состоять из трех этапов: мотивационного, операционально-познавательного и рефлексивно-оценочного. Рассмотрим их содержание и их роль в формировании мотиваций учебной деятельности.

Мотивационный этап. На этом этапе обучающиеся должны осознать, почему и для чего нужно изучить данный раздел программы, какова основная учебная задача предстоящей работы. Учащиеся под руководством учителя должны выяснить, готовы ли они к изучению раздела, чего им недостает, что именно они должны проделать, чтобы успешно выполнить основную учебную задачу. Мотивационный этап состоит из следующих учебных действий:

1. Создание учебно-проблемной ситуации, вводящей учащихся в предмет изучения предстоящей темы программы. Может быть создана приемами:

а) постановкой перед обучающимися задачи, решение которой возможно лишь на основе изучения данной темы;

Страницы: 11 12 13 14 15 16 17 18 19


Похожие статьи:

Препятствия, мешающие стать женщине руководителем
Есть женщины, которые хотели бы быть руководителем, но не могут. Какие же мешают препятствия? Прежде всего, для руководства требуется много времени. Средняя продолжительность рабочего дня начальника цеха, директора промышленного предприятия и их заместителей – 10-12 часов. Как в шутку говорят, у них 8-часовой рабочий день – от 8 утра до 8 вечера. Начальники отделов, служб заняты чуть меньше. Дефи ...

Тенденции в профессиональном самообразовании
Личностное и профессиональное саморазвитие способствует становлению человека как профессионала на всем протяжении его жизненного пути, начиная от стадии профессионального самоопределения и заканчивая стадией ухода из профессиональной жизни. Становится важным то, в какой степени студент способен самостоятельно оценить уровень собственного саморазвития, выявить свои недостатки и наметить пути дальн ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru