Методические разработки занятий факультативного курса

Страница 3

2. Решение систем уравнений

Теперь мы можем применять знания о симметрических многочленах при решении систем уравнений с 2-мя неизвестными.

Пример 1. Решить систему:

(1)

Введем новые переменные

σ1 = x + y и σ2 =xy;

x3 + y3 = s3 = σ13 - 3 σ1 σ2

Для новых переменных получаем следующую систему:

(2)

Подставляя значение σ1 = 5 в первое уравнение системы (2) получаем :

Решение системы (2) таково: σ1 = 5 , σ2 = 6. Вернемся к переменным x и

y:

Выражая из 1-го уравнения y и подставляя во второе, приходим к

Решая 2-е уравнение, находим х = 2 или х =3. Подставляя эти значения в первое уравнение, получаем решения исходной системы (1): (2,3) или (3,2).

Ответ: (2,3) или (3,2).

Пример 2. Решить систему

(1)

Как и в предыдущем примере, произведем замены σ1= x + y и σ2 =xy, тогда x3 + y3 = s3 = σ13 - 3 σ1 σ2 и x2 + y2 = σ12 - 2 σ2 .Перейдем к системе с другими переменными:

Выражая из 2-го уравнения σ2 = 1/2 σ12 – 2 и подставляя в 1-е, получаем

(2)

Первое уравнение данной системы – кубическое. Попытка угадать корень дает результат, σ1 = 2 – подходит. Если мы разделим σ13 - 12 σ1 + 16 на σ1 – 2, то получим многочлен уже 2-й степени и сможем решить нужное нам уравнение.

Задание: Разделить

σ13 - 12 σ1 + 16 на σ1 – 2.

Ответ: σ12 + 2 σ1 – 8Итак, по следствию из теоремы Безу имеем:

σ13 - 12 σ1 + 16 = 0, или

(σ1 – 2)( σ12 + 2 σ1 – 8) = 0,Откуда σ1 = 2 или σ1 = -4.

Подставляя эти значения во 2-е уравнение системы(2), получаем:

σ1 = 2; σ2 = 0 или σ1 = -4 ; σ2 = 6 .Возвращаемся к x и y :

или

Вторая система решения не имеет, а из первой находим

Ответ: (2,0) или (0,2).

ЗАДАНИЕ: Решить системы уравнений:

1. 2. 3.

Ответы:1. Вспомогательная система имеет решения σ1 = 3, σ2 = 2 или σ1 = 3, σ2 = 7 Окончательный ответ: (2,1) или (1,2).2. Вспомогательная система имеет решения σ1 = 5, σ2 = 6 Окончательный ответ: (2,3) или (3,2)3. Вспомогательная система имеет решения σ1 = 6, σ2 = 8 или σ1 = -13/3, σ2 = -52/9

Окончательный ответ: (2,4) или (4,2) или (, ) или (, )

Домашнее задание

Решить системы уравнений:

1. 2. 3.

Ответы:

1. Вспомогательная система имеет решения σ1 = 1, σ2 =1/2 Окончательный ответ: корней нет

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Похожие статьи:

Использование информационных технологий при обучении различным видам речевой деятельности
Процесс обучения китайскому языку многогранен. Здесь важно учитывать не только формирование лексических и грамматических навыков, но и коммуникативный компонент. Ведь невозможно познать язык без умения общаться с носителями языка. Таким образом, нельзя исключать из программы такой вид речевой деятельности, как говорение. Говорение представляет собой вид речевой деятельности, посредством которого ...

Техническая конференция
Во внеклассной работе по технологии уделяется внимание такой форме проведения массового внеклассного мероприятия как техническая конференция. Конференция - форма организации научной деятельности, при которой исследователи (не обязательно учёные или студенты) представляют и обсуждают свои работы. Цель проведения технической конференции в школе – популяризация новейших достижений техники, производс ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru