План занятия
1. Теорема единственности.
2. Теорема Безу.
3. Деление «уголком» многочлена на многочлен.
Теорема единственности
Разбор домашнего задания.
На прошлом занятии мы разобрали основную теорему о симметрических многочленах. В ее доказательстве содержится прием, позволяющий выразить симметрический многочлен через элементарные симметрические многочлены. Возникает вопрос: а можно ли сделать это другим способом? Ответ дает следующая
Теорема единственности: Если многочлены φ(σ1, σ2 ) и ψ(σ1, σ2) при подстановке σ1 = x + y , σ2 = xy превращаются в один и тот же симметрический многочлен, то они совпадают.
Доказательство приведено в приложении .
Главное, что надо усвоить: каким бы путем мы не выражали симметрические многочлены через σ1 и σ2 , всегда будет один и тот же результат.
2. Теорема безу
Для решения практических задач в дальнейшем нам понадобится
Теорема безу: Остаток от деления многочлена f(x) = a0xn + … + anна x – a равен значению этого многочлена при x = a, то есть равен числуа0аn + … + аn .
Доказательство приведено в приложении.
Нам важна не сама теорема, а ее следствие: Если число a является корнем многочлена f(x), то этот многочлен без остатка делится на x – a.
3. Деление многочлена на многочлен «уголком»
Следствие из теоремы Безу применяется для решения уравнений высоких степеней.
Пример 1: решим уравнение 2x3 + 3x2 – 3x – 2 = 0.Решать уравнения 3-ей степени мы не умеем. Но часто один корень можно угадать, и в данном случае корень x = 1. По следствию из теоремы Безу многочлен 2x3 + 3x2 – 3x – 2 делится на x – 1 без остатка. Давайте произведем деление, причем делать мы будем это столбиком:
2 x3 + 3 x2 – 3x – 2 │ x – 1
2 x3 - 2x2 │ 2x2 + 5x + 2
5x2 – 3x - 2
5x2 - 5x
2x - 2
2x - 2
0
Итак, исходное уравнение можно записать в виде:
(x - 1)( 2x2 + 5x + 2) = 0
Корни найти теперь не сложно:
x = 1, x = -2, x = -1/2.
Умение делить многочлен на многочлен применяется не только для решения уравнений 3-ей степени, но и для решения множества других задач алгебры. Давайте потренируем этот навык.
Пример 2: разделить -2x5 + x +1 на x – 1.
Чтобы не наделать ошибок, многочлен -2x5 + x +1 надо записать в каноническом виде, то есть строго по убыванию степеней, а вместо отсутствующих степеней записывать нули.-2x5 + 0x4 + 0x3 + 0x2 + x + 1 │ x – 1
-2x5 + 2x4 │ -2x4 - 2x3 -2x2 -2x -1
-2x4 + 0x3 + 0x2 + x + 1
-2x4 + 2x3
-2x3 + 0x2 + x + 1
-2x3 + 2x2
-2x2 + x + 1
-2x2 + 2x
-x + 1
-x + 1
0.Итак, -2x5 + x +1 = (-2x4 - 2x3 -2x2 -2x -1)(x - 1).
Задание:1. Разделить -3x3 + 12x2 - 9x на x2 - 4x + 32. Разделить -2x3 + 6x + 4 на -x2 + x + 23. Разделить x4 + 6x3 - 3x2 – x + 1 на x2 – 2x +34. Придумать самим 2 примера на деление многочленов, причем делимый многочлен брать 5-й и выше степеней.
Ответы: 1. -3x 2. 2x + 2 3. x2 + 8x +10
Занятие 3
Цель: Научить детей решать некоторые системы уравнений с помощью симметрических многочленов.
План занятия:1. Повторение: симметрические многочлены, элементарные симметрические многочлены, степенные суммы, теоремы Безу и основную теорему (без доказательств).2. Решение систем уравнений.3. Домашнее задание.
1. Повторение
Мы переходим к главной цели наших занятий – решению алгебраических примеров и задач с помощью симметрических многочленов. Но сначала необходимо повторить основные понятия.- Что называют симметрическими многочленами?- Что такое элементарные симметрические многочлены?- Вспомнить и записать s3, s4, s5.- Сформулировать теоремы Безу и основную теорему.
Похожие статьи:
Организация эксперимента по формированию психологической
готовности старших дошкольников к школьному обучению
Результаты контрольного эксперимента выявили необходимость в развитии у испытуемых дошкольников психологической готовности к школьному обучению. Для развивающих занятий мы поставили следующие задачи: 1) развить способность самоконтроля в обучающей деятельности; 2) развивать творческие способности и воображение, формировать представления об окружающем мире, формируя интерес к познавательной деятел ...
Структура портфолио
Портфолио отвечает интересам учителя школы, вуза и системы дополнительного образования и может стать для них средством связи и взаимодействия, по существу, одним из центральных документов, отражающих формы получения образования и самообразования учителей. Опыт использования различных моделей портфолио позволяет сделать следующие рекомендации. При разработке портфолио целесообразно ориентироваться ...