Методические разработки занятий факультативного курса

Страница 2

План занятия

1. Теорема единственности.

2. Теорема Безу.

3. Деление «уголком» многочлена на многочлен.

Теорема единственности

Разбор домашнего задания.

На прошлом занятии мы разобрали основную теорему о симметрических многочленах. В ее доказательстве содержится прием, позволяющий выразить симметрический многочлен через элементарные симметрические многочлены. Возникает вопрос: а можно ли сделать это другим способом? Ответ дает следующая

Теорема единственности: Если многочлены φ(σ1, σ2 ) и ψ(σ1, σ2) при подстановке σ1 = x + y , σ2 = xy превращаются в один и тот же симметрический многочлен, то они совпадают.

Доказательство приведено в приложении .

Главное, что надо усвоить: каким бы путем мы не выражали симметрические многочлены через σ1 и σ2 , всегда будет один и тот же результат.

2. Теорема безу

Для решения практических задач в дальнейшем нам понадобится

Теорема безу: Остаток от деления многочлена f(x) = a0xn + … + anна x – a равен значению этого многочлена при x = a, то есть равен числуа0аn + … + аn .

Доказательство приведено в приложении.

Нам важна не сама теорема, а ее следствие: Если число a является корнем многочлена f(x), то этот многочлен без остатка делится на x – a.

3. Деление многочлена на многочлен «уголком»

Следствие из теоремы Безу применяется для решения уравнений высоких степеней.

Пример 1: решим уравнение 2x3 + 3x2 – 3x – 2 = 0.Решать уравнения 3-ей степени мы не умеем. Но часто один корень можно угадать, и в данном случае корень x = 1. По следствию из теоремы Безу многочлен 2x3 + 3x2 – 3x – 2 делится на x – 1 без остатка. Давайте произведем деление, причем делать мы будем это столбиком:

2 x3 + 3 x2 – 3x – 2 ‌‌│ x – 1

2 x3 - 2x2 │ 2x2 + 5x + 2

5x2 – 3x - 2

5x2 - 5x

2x - 2

2x - 2

0

Итак, исходное уравнение можно записать в виде:

(x - 1)( 2x2 + 5x + 2) = 0

Корни найти теперь не сложно:

x = 1, x = -2, x = -1/2.

Умение делить многочлен на многочлен применяется не только для решения уравнений 3-ей степени, но и для решения множества других задач алгебры. Давайте потренируем этот навык.

Пример 2: разделить -2x5 + x +1 на x – 1.

Чтобы не наделать ошибок, многочлен -2x5 + x +1 надо записать в каноническом виде, то есть строго по убыванию степеней, а вместо отсутствующих степеней записывать нули.-2x5 + 0x4 + 0x3 + 0x2 + x + 1 │ x – 1

-2x5 + 2x4 │ -2x4 - 2x3 -2x2 -2x -1

-2x4 + 0x3 + 0x2 + x + 1

-2x4 + 2x3

-2x3 + 0x2 + x + 1

-2x3 + 2x2

-2x2 + x + 1

-2x2 + 2x

-x + 1

-x + 1

0.Итак, -2x5 + x +1 = (-2x4 - 2x3 -2x2 -2x -1)(x - 1).

Задание:1. Разделить -3x3 + 12x2 - 9x на x2 - 4x + 32. Разделить -2x3 + 6x + 4 на -x2 + x + 23. Разделить x4 + 6x3 - 3x2 – x + 1 на x2 – 2x +34. Придумать самим 2 примера на деление многочленов, причем делимый многочлен брать 5-й и выше степеней.

Ответы: 1. -3x 2. 2x + 2 3. x2 + 8x +10

Занятие 3

Цель: Научить детей решать некоторые системы уравнений с помощью симметрических многочленов.

План занятия:1. Повторение: симметрические многочлены, элементарные симметрические многочлены, степенные суммы, теоремы Безу и основную теорему (без доказательств).2. Решение систем уравнений.3. Домашнее задание.

1. Повторение

Мы переходим к главной цели наших занятий – решению алгебраических примеров и задач с помощью симметрических многочленов. Но сначала необходимо повторить основные понятия.- Что называют симметрическими многочленами?- Что такое элементарные симметрические многочлены?- Вспомнить и записать s3, s4, s5.- Сформулировать теоремы Безу и основную теорему.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Похожие статьи:

Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с ОНР III уровня
Общее речевое недоразвитие сказывается на формировании у детей интеллектуальной, сенсорной и волевой сфер. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает наличие вторичных дефектов. Так, обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями (сравнения, классификации, анализа, синтеза), дети отстают в развитии словесно-логического мышле ...

Пути формирования самостоятельности у детей
На следующем этапе можно приступать к формированию познавательной активности на более высокий уровень. Чтобы этого добиться, необходимо способствовать формированию более высоких познавательных интересов. Пути воспитания интереса у детей различны. Возможно использование различных методов индивидуальной и фронтальной работы: разучивание чистоговорок, загадок, использование интересных игрушек, грамз ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru