Ответ выглядит так:
.
2. Разложение симметрических многочленов на множители методом неопределенных коэффициентов
Если при выражении симметрического многочлена
через
и
получается многочлен 2-й степени относительно
, который корней не имеет, то может помочь другой способ. Многочлен от x и y 4-й степени представляется в виде произведения двух многочленов второй степени, имеющих специальный вид:
, где А, В и С – какие-то пока неизвестные (или «неопределенные») коэффициенты. Как найти эти коэффициенты, мы узнаем из примера 2:
Пример 2. Разложить на множители многочлен
Решение: Мы будем искать разложение в виде
=
(*)
При нахождении коэффициентов А, В и С заметим, что равенство (*) должно представлять собой тождество, то есть выполняться при любых значениях переменных x и y. Подставляя в соотношение (*) различные значения x и y, мы будем получать уравнения на коэффициенты А, В и С, после чего сможем найти их.
Положим x = y = 1, тогда (*) примет вид 16 = (А + В + С)2, откудаА + В + С =
4. Поскольку при значении 4 и -4 правая часть равенства (*) не меняется, для простоты возьмем А + В + С = 4.
Полагая x = 1, y = -1, получим А - В + С =
2,и при x = 0, y = 1, получается АС = 2.
Мы пришли к системе
.Решая ее, находим А = 1, В = 1, С = 2 (или А = 2, В = 1, С = 1).И в одном, и в другом случае ответ таков:
Это равенство получено в предположении, что искомое разложение (*) существует. Раскрыв скобки в правой части, можно убедиться в справедливости полученного равенства.
3. Домашнее задание
Разложить на множители следующие многочлены:
1.
2.
3.
Ответы:
1.
2.
3.
Занятие 9
Цель: Научить детей решать некоторые задачи, не вошедшие в предыдущие занятия.
План: 1. Разбор некоторых задач. 2. Упражнения.
1. Различные задачи
Симметрические многочлены можно применять и для решения задач многих других видов, отличающихся от рассмотренных ранее.
Пример 1. Исключить x и y из уравнений
Эту задачу следует понимать следующим образом: так как для двух неизвестных x и y мы имеем три уравнения, то эта система имеет решения не при любых значениях a, b и c. Требуется найти соотношение между a, b и c, при котором данная система разрешима.
Решение: воспользуемся тем, что левые части уравнения симметрично зависят от x и y. Выразим их через элементарные симметрические многочлены:
Из первых двух уравнений получаем:
,
, и в силу третьего уравнения
, или
. Это и есть результат исключения x и y из исходной системы уравнений.
Похожие статьи:
Путь духовной эволюции главного героя рассказа А.П. Чехова как пример
работы с цветом на уроках литературы
Цели: 1. Изучение рассказа А.П. Чехова «Ионыч», духовной эволюции главного героя. 2. Развитие умения анализа художественного текста, понимания значения художественной детали. 3. Воспитание ответственности за собственную жизнь, осознание истинных жизненных ценностей. Тип урока: урок-размышление. Вид урока: комментированное чтение с ассоциативным рисованием. Межпредметные связи: эстетика, тема: «Жи ...
Сущность конфликта в педагогическом процессе и фазы его
протекания
Наиболее эффективным взаимодействие педагога и учащихся оказывается в случае ориентации обеих сторон на сотрудничество в условиях совместной деятельности. Однако, как показала педагогическая практика, наличие общей цели еще не гарантирует отсутствия различных трудностей и противоречий в ее организации и осуществлении. Отражением этих противоречий между участниками совместной деятельности является ...