Ответ выглядит так:
.
2. Разложение симметрических многочленов на множители методом неопределенных коэффициентов
Если при выражении симметрического многочлена через
и
получается многочлен 2-й степени относительно
, который корней не имеет, то может помочь другой способ. Многочлен от x и y 4-й степени представляется в виде произведения двух многочленов второй степени, имеющих специальный вид:
, где А, В и С – какие-то пока неизвестные (или «неопределенные») коэффициенты. Как найти эти коэффициенты, мы узнаем из примера 2:
Пример 2. Разложить на множители многочлен
Решение: Мы будем искать разложение в виде
=
(*)
При нахождении коэффициентов А, В и С заметим, что равенство (*) должно представлять собой тождество, то есть выполняться при любых значениях переменных x и y. Подставляя в соотношение (*) различные значения x и y, мы будем получать уравнения на коэффициенты А, В и С, после чего сможем найти их.
Положим x = y = 1, тогда (*) примет вид 16 = (А + В + С)2, откудаА + В + С = 4. Поскольку при значении 4 и -4 правая часть равенства (*) не меняется, для простоты возьмем А + В + С = 4.
Полагая x = 1, y = -1, получим А - В + С = 2,и при x = 0, y = 1, получается АС = 2.
Мы пришли к системе .Решая ее, находим А = 1, В = 1, С = 2 (или А = 2, В = 1, С = 1).И в одном, и в другом случае ответ таков:
Это равенство получено в предположении, что искомое разложение (*) существует. Раскрыв скобки в правой части, можно убедиться в справедливости полученного равенства.
3. Домашнее задание
Разложить на множители следующие многочлены:
1.
2.
3.
Ответы:
1.
2.
3.
Занятие 9
Цель: Научить детей решать некоторые задачи, не вошедшие в предыдущие занятия.
План: 1. Разбор некоторых задач. 2. Упражнения.
1. Различные задачи
Симметрические многочлены можно применять и для решения задач многих других видов, отличающихся от рассмотренных ранее.
Пример 1. Исключить x и y из уравнений
Эту задачу следует понимать следующим образом: так как для двух неизвестных x и y мы имеем три уравнения, то эта система имеет решения не при любых значениях a, b и c. Требуется найти соотношение между a, b и c, при котором данная система разрешима.
Решение: воспользуемся тем, что левые части уравнения симметрично зависят от x и y. Выразим их через элементарные симметрические многочлены: Из первых двух уравнений получаем:
,
, и в силу третьего уравнения
, или
. Это и есть результат исключения x и y из исходной системы уравнений.
Похожие статьи:
Формирование ключевых компетенций на уроках
информатики
Когда говорят о роли того или иного урока в формировании определенных ключевых компетенций, урокам информатики в основном отводится роль для развития информационной компетенции. Безусловно, в самой сути этого учебного предмета уже заложена определенная база, позволяющая работать именно над навыками деятельности по отношению к информации в разных сферах жизни. Но правильно ли отводить информатике ...
Закономерности формирования двигательных навыков и умений в процессе
обучения
Быстрота и прочность формирования двигательных навыков зависят от многих причин. Приобретенные ранее навыки могут облегчать или затруднять формирование нового навыка. Положительное взаимодействие навыков ("положительный перенос") происходит в тех случаях, когда в технике, движениях есть сходство (например, приземление в прыжках с высоты, в высоту с места и с разбега). "Отрицательны ...